К 17 ноября 1853 года состав сил русской и турецкой эскадр полностью определился. Вместо трех линейных кораблей, вооруженных 252 орудиями, у русских моряков была эскадра в восемь боевых судов с 720 орудиями.
В состав русской эскадры входили:
- флагманский 84-пушечный линейный корабль «Императрица Мария», командир - капитан II ранга П.И. Барановский.
- 123-пушечный линейный корабль «Париж» под флагом контр-адмирала Новосильского, командир - капитан I ранга В.И. Истомин.
- 120-пушечньй линейный корабль «Великий князь Константин»; командир-капитан II ранга Л.А. Ергомышев.
- 120-пушечный линейный корабль «Три святителя» командир - капитан I ранга К.С Кутров
- 84-лушечиый линейный корабль «Чесма», командир - капитан II ранга В.М. Микрюков
- 84-пушечный линейный корабль «Ростислав», командир - капитан I ранга А.Д. Кузнецов
- 52-пушечный фрегат «Кулевич», командир - капитан-лейтенант Л.И. Будищев
- 44-пушеччный фрегат «Кагул», командир - капитан-лейтенант А.П. Спицын.
Все корабли и фрегаты были вооружены сильной артиллерией. Из общего числа орудий (720) на судах были установлены: бомбических 68-фунтовых орудий - 76, 36-фунтовых орудий - 412, 24-фунтовых орудий - 228, пудовых единорогов-4. Экипажи кораблей состояли из 6052 человек, в том числе - 120 офицеров.
Турецкая эскадра по-прежнему насчитывала 16 судов, в том числе - 7 фрегатов, 2 парохода, 3 корвета, 2 военных транспорта, 2 брига, вооруженных 476 орудиями.
В состав турецкой эскадры входили:
- 44-пушечный фрегат «Ауни-Аллах» под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Османа-паши.
- 20-пушечный двухбатарейный пароход «Таиф» под флагом контр-адмирала Мушавера-паши (Слейда).
- 64-пушечный двухдечный фрегат «Низамие» под флагом контр-адмирала Гуссейна-паши.
- 60-пушечный фрегат «Навек-Бахри».
- 60-пушечный фрегат «Несими-Зефер».
- 44-пушечный фрегат «Фазли - Аллах».
- 56-пушечный фрегат «Дамиад».
- 54-пушечный фрегат «Каиди-Зефер».
- 24-пушечный корвет «Неджми-Фешан».
- 24-пушечный корвет «Фейзи-Меабуд».
- 22-пушечный корвет «Гюли-Сефид».
- 4-пушечный пароход «Эрекли».
- военный транспорт «Фауни-Еле».
- военный транспорт «Ада-Феран» и два брига.
Неприятельская эскадра была вооружена сильной артиллерией: как и на всех судах турецкого флота, на фрегатах, корветах и пароходах синопской эскадры были установлены орудия преимущественно английского производства. Калибр орудий на неприятельских судах был очень разнообразен: здесь были и большие орудия 32-фунтово-го калибра, и 24-фунтового, и 18-фунтового калибра, и другие 160 орудий, установленных на фрегатах и корветах турецкой эскадры, могли стрелять ядрами весом 34 фунта и диаметром 6 дюймов; 60 орудий - ядрами весом 29 фунтов, диаметром 5,79 дюйма; 80 орудий - ядрами весом 20 фунтов, диаметром 4,95 дюйма; 124 орудия-ядрами весом 14 фунтов, диаметром 4,4 дюйма и т д. Сильной артиллерией был вооружен пароход «Таиф», имевший в числе прочих и бомбические орудия.
Кроме корабельной артиллерии, турки имели 44 орудия на шести батареях, расположенные по берегу Синопской бухты. Численность экипажей турецкой эскадры доходила до четырех с половиной тысяч человек.
Таким образом, благодаря инициативным действиям Нахимова и своевременному прибытию кораблей Новосильского, обусловивших быстрое сосредоточение большой эскадры Черноморского флота у Синопа, значительно изменилось соотношение сил. Теперь на стороне русских имелся перевес в артиллерийском вооружении. Однако, несмотря на это. неприятель, имея меньшее число судовой артиллерии по сравнению с русскими кораблями, обладал важными преимуществами, которые могли оказать сильное влияние на исход сражения.
Турецкая эскадра стояла в первоклассной гавани и имела постоянное сообщение с берегом. Прекрасные условия базирования определяли бесперебойное боевое и материально-техническое обеспечение эскадры: противник мог беспрепятственно пополнять запасы на своих судах, производить необходимый ремонт и перевооружение. В Синопе находились адмиралтейство н портовые учреждения, услугами которых не могли не воспользоваться турецкие адмиралы. Экипажи турецких судов, не обремененные постоянными авралами, как это было на эскадре Нахимова, имели возможность отдыхать и готовиться к сражению
Турецкое командование имело большие возможности для усиления обороны рейда. Чтобы воспрепятствовать прорыву русских кораблей на синопский рейд, противник мог применить широко известный прием: создать подвижную плавучую преграду из различных плавающих предметов (плотов, мачт, плашкоутов, баркасов), связанных между собой цепями и канатами. Установленная на расстоянии 200-300 саженей от боевой линии турецкой эскадры, эта преграда могла задержать прорыв русских кораблей, нарушить их боевой порядок и создать благоприятные условия для прицельного обстрела их с береговых батарей
В составе турецкой эскадры были пароходы, в то время как у русских были только парусные корабли. Турецкие пароходы, обладая хорошими маневренными качествами, могли независимо от ветра занимать наиболее удобную позицию и поражать русские парусные корабли продольными выстрелами из бомбических орудий.
Турки имели также значительно лучшие возможности в боевом использовании всей своей судовой артиллерии. Во-первых, при прорыве русских кораблей на синопский рейд турецкие суда могли первыми открыть меткий прицельный огонь; корабли же Нахимова были в состоянии начать прицельный огонь, только встав на якорь, а 10-15 минут до этого, на ходу, должны были испытывать на себе непрерывные удары турецкой артиллерии. Во-вторых, даже после постановки на якорь, меткость стрельбы русских кораблей могла быть достигнута при худших условиях, чем на турецких судах: эскадре Нахимова волей-неволей предстояло расположиться в бухте ближе к открытому морю, там, где более сильное волнение, в то время как турецкие суда располагались непосредственно вдоль берега, в самой спокойной части Синопской бухты. Естественно, что это также значительно усиливало эффективность действия турецкой судовой артиллерии.
Наконец, важным преимуществом неприятеля по сравнению с русской эскадрой являлось наличие батарей, установленных вдоль побережья Синопской бухты.
|